Что такое светодизайн и для чего он нужен⁉
Сотни лет человечество изучало природу света, чтобы суметь получать его самостоятельно. Многие ученые отдали не один год ради эволюции самой технологии. Сегодня, когда электричество доступно, появилось направление, которое захватывает архитектуру, науку и искусство – светодизайн.
Если раньше ученые занимались созданием самого света, то теперь изучают специфику его воздействия: как свет и светодизайн влияют на человеческое восприятие, на самочувствие и внутреннее состояние. Именно поэтому основной задачей данного направления, на сегодняшний день является процесс создания таких условий жизни при искусственном освещении, которые будут максимально приближены к изначальным потребностям физиологического и психического здоровья.
Свет способен управлять нашим настроением и эмоциями, физической и мозговой активностью, делать нас расслабленными или подавать сигналы опасности, концентрировать и рассеивать наше внимание. Правильное обращение со светом делает жизнь более комфортной и удобной. Именно поэтому главной целью светодизайнера является умение грамотно подобрать источник света и оборудование для управления им.
Светодизайн – это направление дизайна, базирующееся на трех основных аспектах освещения:
Эстетическое восприятие — важное значение при проектировании освещения мест с длительным пребыванием людей: зон отдыха, парков, скверов, магазинов, общественных зон и архитектурных форм.
Эргономический аспект — функциональность освещения, способность света влияет на работоспособность, комфорт и зрительное восприятие.
Энергоэффективность — необходимо понимать, нет ли переосвещенных поверхностей, без весомой на то причины; нет ли освещения пустых мест, без определенной смысловой нагрузки; не превышают ли значения освещенности необходимые по нормативным документам или для выполнения эстетических и функциональных задач.
Каждый из перечисленных аспектов должен быть учтен в данной работе. В эстетическом смысле светодизайнер должен повысить привлекательность освещаемого пространства, понять, как объект будет взаимодействовать с окружающим фоном, какие эмоции при этом будет вызывать свет. Профессионал имеет понимание физических свойств света, принцип работы оборудования и креативные идеи.
Дизайн-мышление, режим фокусировки и принцип 70/30
Принцип 70/30, где 70 — анализ объекта и создание концепции, 30 — проектирование. Данный принцип появился благодаря дизайн-мышлению — методу создания продуктов и услуг, ориентированных на человека. Человек, которому свойственно данное мышление, решает не собственные проблемы, а помогает другим людям. Чтобы создать хороший дизайн, нужно понять, что важно и нужно каждому клиенту. Разговор с заказчиком может помочь дизайнеру понять, что необходимо сделать и принять правильное решение для выполнения работ.
Что такое режим фокусировки? В этом режиме нужно четко определить концепцию. Светодизайнер может определить стоящую перед ним задачу и способен сделать выводы, исходя из собранной информации.
Цель режима фокусировки — создание значимых и осуществимых концепций, а единственный способ найти нужное решение, это правильно понять клиента.