Архитектура храмов занимает особое место в градостроительстве. В этих традициях созданы одни из самых монументальных и величественных сооружений, возведённых человечеством за тысячелетнюю истории. Для религиозных людей это место духовной силы. В то же время данные здания, являются памятниками архитектуры и произведениями искусства, имеющими важное культуpнo-иcтopичecкoe значение.
Задачи и направления подсветки
Освещение культовых сооружений, подчиняется основным правилам и приёмам архитектурной подсветки, обладает определенными особенностями. Ее задача - создать образ храма, на который направлены взгляды людей, подчеркнуть возвышенность сооружения.
Архитектурное освещение церкви не терпит ничего яркого, кричащего, чрезмерного. Перед cвeтoдизaйнepaми стоит задача объединить наружную подсветку с символикой отдельных частей сооружения и всего храма в целом. Подсветка подчеркивает красоту и статус объекта, улучшает видимость, ориентацию в пространстве, повышает безопасность и визуальный комфорт многих людей, посещающих службы ранним утром или вечером, а также ночные праздничные богослужения.
В архитектурной подсветке храмов есть два основных направления. Свет либо помогает воспроизвести дневной облик объекта, либо создаёт уникальный и неповторимый ночной образ, в котором подчеркнуты наиболее важные и интересные элементы. Для достижения этих целей сегодня используют различные виды освещения, принятые в современной практике.
Общее заливающее освещение - самый простой вариант, когда мощные прожекторы, установленные на земле или подставках, заливают светом фасад или все стороны здания.
Локальное освещение подчеркивает отдельные декоративные детали, выразительные фрагменты сооружения, а также благоустройство окружающей территории. Акценты можно сделать на окнах, карнизах, арках, колоннах, балконах, куполах, крестах, на колокольне или звоннице, на входе с фасадной иконографией. Для такой подсветки применяются настенные светильники и прожекторы небольшой мощности, размещённые на декоративных опорах.
Фоновая заливка направляется с заднего плана, показывая величественность здания. Данный вид освещения применяется в тандеме с другими вариантами, например с акцентной подсветкой, дополняя ее. Это подчеркивает общий объем и пространственную форму здания, выделяет его основные достоинства.
Виды светильников и приемы подсветки
Для решения творческих задач в архитектурном освещении используют практически все виды осветительных приборов с различной мощностью, цветовой температурой, концентрированным или рассеянным лучом света и другими характеристиками. Грунтовые, настенные, подвесные, точечные светильники и прожекторы выбираются с учётом расположения объекта, его объёмов и конфигурации, наличие архитектурных деталей, фактуры строительных и отделочных материалов. Для храмовых сооружений важно, чтобы светильники были незаметны как ночью, так и днем, то есть были окрашены в тон фасада или имели нейтральный цвет. Оптимальными среди источников света считаются светодиодное оборудование.
Отличительной особенностью освещением храма является поток света снизу вверх. Это связано с тем, что свет направляет взгляды прихожан на верх, подчеркиваю возвышенность и святость храма.
В основном храмовые здания подсвечиваются со всех сторон. Восточный и западные фасады освещаются более ярко, это соответствует расположению крестов. Северная и южная стороны подсвечены мене ярко, подчеркивая детали, текстуры и рельеф на стенах. На колокольне устанавливают теплый свет внутри, имитируя горение свечи.
Для освещения высокого купола следует устанавливать светильники в несколько ярусов. Нижнюю часть фасада лучше подсвечивать наземными прожекторами и более скромно. По обе стороны от входа часто устанавливают настенные приборы, освещающие крыльцо, козырьки и иконографию над входом.
В то же время каждый храм уникален и требует особого подхода к освещению. Креативное мышление и профессиональное художественное освещение могут создать храмовые здания более впечатляющими и заметными.